Главная
Программа отдыха
Днестр
Монастырь Цыпова
Рыба
Снасти и приманки
Правила поведения
Трофеи
Гостевая книга
Напишите нам

Используется материал с сайта www.itogi.ru
Скальные монастыри Молдавии в последнее время испытывают невиданный наплыв паломников со всего мира. Они верят в то, что сконцентрированная в этом месте мощная энергетика поможет найти душевный покой и обрести жизненные силы


Благодаря своей неприступности Цыповский монастырь в Средние века являлся оплотом христианства в Восточной Европе
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)

Согласно древним учениям Индии где-то в Гималаях расположен духовный центр планеты - Шамбала, волшебная страна, в которой воплотилась мечта человечества о возможности существования в одном месте источника Добра, Истины и Красоты. Но кто, когда и почему решил, что загадочная Шамбала должна располагаться лишь в одной точке планеты? На нашей планете довольно много энергетически насыщенных зон, куда неосознанно тянутся люди. Одним из таких мест все чаще называют Молдавию, на территории которой разбросаны построенные далекими предками уникальные скальные монастыри, отчасти заброшенные, отчасти действующие и поныне.

Судьба этих сооружений полна драматизма и вековых тайн. Завеса, скрывающая их прошлое, только сегодня начинает приподниматься благодаря современным научным изысканиям. Исследователи единодушно сходятся во мнении, что скальные монастыри Молдавии - это настоящий энергетический оазис, своего рода Шамбала XXI века.

О чем молчат скалы

Люди во все времена испытывали непреодолимую тягу к непознанному. И в этом плане древние монастыри всегда слыли "обителями чудес" вне зависимости от того, где они расположены - в Тибете или на Соловках, в средней полосе России или на Кавказе.

(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)

Молдавские скальные монастыри стоят в данном случае особняком. Очевидное их отличие и несомненное преимущество заключается в том, что для строительства монастырей выбирались места прежде всего труднодоступные - в скалах. На то, чтобы селиться между небом и землей, у монахов были свои особые причины.

По утверждениям историка Зинаиды Коваленко, "молдавское средневековье - время сооружения монастырей - было крайне смутной эпохой. За непродолжительные периоды свободы молдавский народ платил слишком большую цену. Целые области оказывались выжженными и обезлюдевшими: татарам и туркам, приходившим на эти земли, в первую очередь нужны были скот и рабы, а отнюдь не плодородные почвы. И потому роль духовной жизни для отстаивающего свою независимость небольшого народа всегда была крайне велика. Можно даже сказать, что вера была тем единственным, что не вырывалось в то время из человека силой. Монастыри в средневековой Молдавии как раз и являлись теми центрами, в которых концентрировалась духовная сущность народа".

Каждый свой день отец Серафим начинает и заканчивает чтением молитвы, взирая на мирскую суету с высоты скалы, в которой вырублен монастырь. По древней легенде, скальные монастыри строились как можно выше, чтобы молитвы монахов быстрее доходили до бога
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)


Неудивительно, что народное почитание церкви в те времена было самым искренним. Не зря, наверное, Молдавию времен господаря Стефана Великого (он и сегодня весьма уважаем в республике) называли оплотом христианства в Восточной Европе, а самого Стефана Великого - "атлетом христианства".

В условиях постоянной угрозы вторжения кочевников на севере и северо-востоке Молдавии был создан целый ансамбль скальных монастырей. Вырубленные в отвесной скале, при нападении они оказывались неприступными крепостями, что обеспечивало безопасность сакрального места и позволяло жителям соседних сел укрываться от жестоких захватчиков. Таким образом, святыни оставались неоскверненным, а верующие исполнялись дополнительной верой и духовной силой. Эти "крепости веры" почитались во все времена, и лишь советская идеология смогла на время предать их забвению. Однако сейчас все возвращается на круги своя, и люди, сохранившие память о необычности этих мест, снова потянулись к древним скалам. И в первую очередь всевозможные экстрасенсы и целители. Одно время в окрестностях монастырей устраивались настоящие шоу. Историк Нина Ломадяну вспоминает, что кто-то заставлял одним движением руки лаять всех собак в округе, кто-то создавал одному ему известным способом эффект шума самолетов, хотя в небе их не наблюдалось. Появилось с легкой руки экстрасенсов и несколько мест, где якобы можно зарядиться энергией из космоса. Желающих пройти подобную процедуру и сегодня хоть отбавляй.

Впрочем, главное, что влечет людей к старым молдавским монастырям, - вера в их особый "духовный микроклимат". Жители Молдавии вполне искренне уверены, что близ монастырей можно набраться душевной силы, обрести спокойствие. Завораживающая тишина дает редкую ныне возможность окунуться в свой внутренний мир, привести в порядок мысли. Нередко, особенно летом, можно увидеть здесь любителей медитации. Они верят, что здесь сконцентрирована мощная энергетика, оставшаяся от монахов прошлых столетий. Считается, что в этом месте находится одна из "дверей", открывающих вход в иные пространство, время, измерение, - примерно такая же, какая была описана в бестселлере Бориса Акунина "Пелагия и красный петух".

(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)

"Обители Силы"

Среди древних скальных монастырей Молдавии наибольший интерес всегда представляли Цыповский и Бутученский архитектурные комплексы.

Цыповский монастырь расположен в высоких прибрежных скалах Днестра. В последние годы он стал излюбленным местом встречи приверженцев разных эзотерических течений. Вообще про это место рассказывают много небылиц и таинственных историй. "Некоторые считают монастырь в Цыпова одним из самых волшебных мест на планете, - говорит историк Зинаида Матей. - Местные жители, например, глубоко убеждены в реальности привидений. То ли они их и взаправду видели, то ли только рассказывают об этом, дабы сократить количество праздношатающихся в этих местах. Так, говорят, что в пещерах бродит высокая женщина, одетая в белое длинное платье, которая появляется всегда ночью или сразу после заката. По одной версии, это Мария Войкица, четвертая жена легендарного господаря Стефана Великого, с которой он венчался в этом монастыре. По другой - это может быть его первая жена Марушка, которая была родом из этих мест. Рассказывают также и о таинственном "Черном монахе", который всегда появляется бесшумно из ночной темноты". Впрочем, из числа приезжих находится не много желающих побывать в Цыповском монастыре под покровом ночи.

Об аскетизме монахов красноречиво свидетельствуют вырубленные в скалах кельи, сохранившиеся до наших дней
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)


Вдобавок отметим, что в окрестностях монастыря люди часто видели светящиеся шары разных цветов, а в полнолуние, говорят, иногда возникает видение, напоминающее очертания древнего замка. Природа этих феноменов не выяснена, однако, как полагают некоторые ученые, причиной подобных аномалий может быть как оптический обман, возникающий из-за преломления света в горах на закате, так и обыкновенные массовые галлюцинации, весьма распространенные у медитирующих людей.

Однако вернемся к монастырю. В архитектурном плане он представляет собой сложнейший комплекс из многочисленных жилых и хозяйственных помещений, связанных между собой хитросплетением лестничных коридоров, открытых галерей и балконов, высеченных прямо в прибрежной скале. Четкая планировка, правильные колонны, невысокие арочные проемы и небольшие окна подчеркивают строгий облик монастыря-крепости.

Другая "Обитель Силы" - Бутученский скальный монастырь находится на реке Реут. Как предполагают историки, он старше Цыповского почти на век, его создание относят к XV столетию.

Богатое убранство алтарной части храма
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)


Когда-то вход в Бутученский монастырь находился со стороны реки, в скале специально были вырублены ступени, которые, видимо, обрушились вместе со скалой в XVIII веке. В 1821 году бутученцы пробили 20-метровый коридор и проникли в монастырь. Над входом его позже была построена колокольня.

Если монастырь в Цыпова ныне заброшен (последний отшельник ушел отсюда в 1947 году), то Бутученский скальный монастырь продолжает действовать. Конечно, он не выполняет тех же функций, что и сто лет назад, однако здесь и поныне отправляются церковные службы.

К притвору скальной церкви Бутученского монастыря примыкают мрачные миниатюрные кельи, разделенные каменными перегородками. Ходить в этом полутемном помещении, рассчитанном на одновременное проживание десяти монахов, можно, только согнувшись в три погибели. А немного выше церкви в скале высечено еще несколько "секретных" пещер, по преданию, служивших убежищем от набегов кочевников.

Эти монастыри - живые свидетели прошлого Молдавии. Их изучение дает нашим современникам возможность как бы путешествовать во времени. А что может быть увлекательнее?

Молдавский Шаолинь

О сверхъестественных способностях монахов скальных монастырей, об укладе их жизни сегодня известно немногое, но то, что историки знают и рассказывают, поражает воображение.

Среди захватчиков, шедших на Молдавию, об обитателях скальных монастырей ходила жуткая молва, будто бы они настоящие оборотни. Рассказывают, что монахи обладали способностью взбираться, словно пауки, по отвесным скалам, могли исчезать в двух шагах от противника, а дрались, как лютые волки. Сравнение с волками не случайно. Монахи Цыпова в древности раз в год проходили языческий обряд "посвящения в волков". Он был наполнен чередой страшных испытаний. Есть свидетельства, что самый достойный молодой монах, добившийся наилучших успехов в обучении философии, боевому искусству и прочим наукам, приносил себя в жертву Небу. Происходило это следующим образом. Избранника подводили к краю глубокого каменного колодца и толкали в бездну. Он падал на острия копий, и если сразу принимал смерть, это означало, что он смог донести до неба жертву, а значит, был достойным высокого выбора. Если же его дыхание не прерывалось, последующая участь его была незавидной. Его бросали в сточную канаву и оставляли там дожидаться смерти.

Кто и как обучал монахов боевым искусствам - историческая загадка. Однако известно, что ни один из предпринятых приступов скальных монастырей не увенчался успехом.

Попробуем сегодня разобраться в хитростях древних монахов. Их способность исчезать перед лицом врага кажется невероятной. На самом же деле весь фокус в хитроумном устройстве ходов и галерей монастыря. Убегая от противника по ступеням крутой лестницы, монах мог резко свернуть в темную узкую галерею, укрыться в одной из многочисленных ниш, где в своем черном одеянии становился практически невидим. К тому же из любой ниши он мог уйти по узкому, почти незаметному лазу. Естественно, что у преследователя создавалось впечатление, будто монах исчезал среди бела дня у него на глазах. Кстати, до сих пор исследователи точно не знают длину подземных коридоров монастыря в Цыпова. Говорят, что они тянутся под землей на многие километры и будто бы некоторые из них даже выходят на другой берег Днестра. Смельчаков, которые решились бы открыть тайну цыповских лабиринтов, пока не нашлось.

Было время, когда в этих местах проводились археологические раскопки. Здесь найдены рисунки и надписи, выполненные представителями племен, населявших этот край несколько тысяч лет тому назад. Поражает сам факт насыщенности этой местности артефактами: скальные, погребальные, культовые и оборонительные комплексы древних фракийцев и славян, скальные раннехристианские монашеские скиты и крепости-убежища молдавского народа, гетские городища, в значительной степени сохранившие этнографию позднемолдавского средневековья.

Многочисленные феномены, свидетелями которых рано или поздно становились археологи и другие исследователи, приезжавшие изучать молдавские скальные монастыри, прочно закрепили за ними славу одного из самых таинственных и необычных мест на земле.

(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)

Hosted by uCoz